Журнал Русский язык и Литература № 1 2024

Функционально-грамматическое поле скреп, образованных от предложных единиц с лексемой вопрос. Статья первая

Мария Иосифовна Конюшкевич

Аннотация: В статье демонстрируется моделирование и верификация речевой практикой объема и границ морфосинтаксической парадигмы предлогов с лексемой вопрос объемом 108 предложных единиц, в том числе с редупликаторами, включая и потенциальные. Представлен «союзообразовательный» потенциал парадигмы предлога в вопросе, реализованный базовым предлогом и двумя редупликатами; структурировано функционально-грамматическоеполе союзных средств из 5 зон — ядра собственно союзов, околоядерной зоны и периферийных зон — ближней, дальней, крайней.

Ключевые слова: предлог, союз, скрепа, парадигма, функционально-грамматическое поле.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-2-9

Способы наименования мобильных устройств на основе компьютерных технологий в современном русском языке

Мао Юйянь, Ольга Викторовна Дедова

Аннотация: Целью статьи является теоретическое обоснование понятия «персональное компьютерное устройство» и анализ лексики, называющей мобильные типы этих устройств. Обсуждаются неологические процессы в данной сфере и способы адаптации заимствуемых англицизмов. Рассматриваемая лексика фрагментарно и непоследовательно представлена в словарях, в ряде случаев отсутствуют правила единообразного написания. Лексический материал, описываемый в статье, получен в результате анкетирования, также были проанализированы данные НКРЯ и результаты интернет-поиска по ключевым словам.

Ключевые слова: персональное компьютерное устройство, неологическая лексика, адаптация англицизмов, орфографическая вариативность.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-10-18

«Бебрянъ рукавъ» «Слова о полку Игореве» в русской и китайской славистике

Анна Валерьевна Архангельская, Ли Цзивэй

Аннотация: Выражение «бебрянъ рукавъ» до сих пор остается одним из спорных мест в «Слове о полку Игореве», время от времени получающим новые истолкования. Статья ставит целью проследить эволюцию толкований данного выражения. Демонстрируются рациональность и обоснованность различных взглядов с учетом их отражения как в существующих переводах «Слова» на современный русский язык, так и в переводах и интерпретациях китайских славистов. Обращается внимание на ограничения разных гипотез и многозначность самого выражения. В результате, системно оцениваются возможности и перспективы герменевтических исследований выражения «бебрянъ рукавъ» для литературоведческого и историко-культурного изучения «Слова о полку Игореве» и его эпохи.

Ключевые слова: бебрянъ рукавъ, «Слово о полку Игореве», плач Ярославны, герменевтические исследования, перевод.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-19-25

Метафорика ужасного в современном русском хорроре (на материале произведений А. Варго)

Алина Гайсаевна Мендагалиева

Аннотация: статье подвергается анализу метафорический уровень жанровой репрезентации литературы ужасов, относящейся к сегменту популярной массовой литературы. Делается вывод, что наиболее частотными семантическими группами метафор являются инфернальные и анималистические. Важную роль в создании атмосферы ужасного играют также метафоры, описывающие различные физические ощущения, сопровождающие эмоцию страха. Ряд метафорических образов сигнализирует об опасности, скрытой (болото) или явной (оружие). Утверждается, что метафоры играют определяющую роль в создании эмоциональной атмосферы ужаса.

Ключевые слова: массовая литература, хоррор, А. Варго, метафора.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-26-29

Типы полисемии как средство семантизации в практике преподавания РКИ

Елена Борисовна Демидова

Аннотация: статье рассматривается проблема формирования словообразовательного компонента коммуникативной компетенции иностранных обучающихся, указывается на необходимость регулярной работы с иностранными студентами-филологами по активизации навыков определения производящего для того или иного производного слова. Способность видеть производность слова, понимание связи системы значений производного и производящего даёт учащимся возможность самостоятельно определять неизвестные ранее значения полисемантичного производного слова, не прибегая при этом к традиционному механическому заучиванию.

Ключевые слова: словообразование, производное слово, производящее слово, многозначность, иностранные обучающиеся.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-30-36

Художественный фильм как средство формирования социокультурной компетенции студентов-билингвов (на примере киносказки А. Роу «Морозко»)

Марина Анатольевна Березняцкая, Анастасия Владимировна Денисенко, Юлия Михайловна Калинина

Аннотация: Статья посвящена работе с художественными фильмами, которые используются в учебном процессе как эффективный инструмент инкультурации студентов-иностранцев в новую для них языковую и культурную среду и как средство формирования коммуникативной и социокультурной компетенций. Авторы описывают модель работы с аутентичной кино-сказкой «Морозко» на занятии по русскому языку и лингвострановедению со студентами-билингвами. Разработанный к сказке комплекс упражнений, направленных на снятие потенциальных лексических сложностей, проведение сопоставительного анализа русского фольклора и родного эпоса обучающихся, позволяет в полной мере реализовать эпимистический, дидактический и эмоционально-экспрессивный потенциал выбранного метода.

Ключевые слова: художественный фильм, сказка, студенты-билингвы, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-37-42

Традиции и инновации в учебнике по русскому языку для 2 класса школ Кыргызской Республики

Елена Алексеевна Железнякова, Полина Васильевна Новикова, Саадат Нурлановна Шерматова

Аннотация: В данной статье приводится методический анализ учебника 2 класса по русскому языку, входящего в состав инновационной линейки УМК по русскому языку для школ Кыргызской Республики. Выделяются традиционные и новые элементы содержания учебника. Анализируемое издание характеризуется особой когнитивной ценностью учебных материалов, наличием заданий, ориентированных на формирование социокультурной и лингвокультурной компетенции школьников, направленностью на достижение метапредметных результатов обучения.

Ключевые слова: методика обучения русскому языку как неродному, учебно-методический комплекс, русский язык в Кыргызстане, школьное образование, урок русского языка.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-43-47

Корреляция пространств в мемуарах О.Б. Сиротининой «Жизнь вопреки, или Я счастливый человек: воспоминания». Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2009. 288 с.

Ирина Анатольевна Иванчук

Аннотация: Рецензия представляет анализ воспоминаний профессора О.Б. Сиротининой как неоценимого источника информации для лингвистов, изучающих проблемы языковой личности и идиостиля автора. Рассматриваются элементы текстового пространства мемуаров, их значимость как реалистического описания картины филологических исканий ведущих лингвистов ХХ столетия. Подчеркивается высокая степень научности повествования. Стилистика создания образа автора — мудрого Учителя-собеседника — позволяет сделать вывод о близости стиля Воспоминаний О.Б. Сиротининой к жанру ораторской прозы.

Ключевые слова: текстовое пространств, мемуары, Сиротинина, образ автора, ораторская проза.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-48-51

Научное наследие М.В. Всеволодовой и актуальные проблемы лингводидактики, функционально-коммуникативного и сопоставительно-типологического изучения русского языка

Е.Л. Бархударова, О.Ю. Дементьева, О.В. Зубова, Л.П. Клобукова, Ф.И. Панков, Т.Е. Чаплыгина, Л.А. Чижова

Аннотация: В статье обсуждается проблематика докладов, которые были прочитаны участниками научно-методического семинара «Лингводидактическое описание русского языка в “зеркале” иноязычных систем», посвященного 95-летию со дня рождения профессора М.В. Всеволодовой и ее научному наследию. Подчеркивается многогранность личности и широта научных интересов М.В. Всеволодовой, ее огромный вклад в научное обоснование функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка, обсуждаются лингвистические и методические проблемы, отражающие направления исследований ученого.

Ключевые слова: М.В. Всеволодова, функционально-коммуникативная грамматика, национальная языковая картина мира, теория и практика преподавания русского языка как иностранного.
DOI: 10.18572/2687-0339-2024-1-52-56