Справка

по результатам мониторингового исследования особенностей работы вузов России в период ограничений,
вызванных пандемией (март-июнь 2020 года – сентябрь-декабрь 2020 года)

Массовый переход на удаленный формат обучения выявил целый ряд проблем и противоречий в возможностях реализации программ высшего образования в таком режиме. Это изменение потребовало проведения глубокого и детального анализа различных сторон дистанционного обучения, готовности к нему всех участников образовательного процесса, наличия материально-технического, методического, программного обеспечения. Данное исследование носило мониторинговый характер и было реализовано в два этапа: первый этап – весенний семестр 2020 года (экстренный, вынужденный переход на дистанционное обучение) и второй этап – осенний семестр 2020 года (ожидаемый, подготовленный и постепенный переход на дистанционное обучение вузов России).

Исследование реализовано при поддержке Общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание». Опрос проводился среди профессорско-преподавательского состава вузов России. Сбор данных проводился на платформе «Google Forms» с помощью стандартизированного бланка анкеты. Доступ к заполнению анкеты осуществлялся по ссылке из письма, разосланного во все вузы.

Выборка исследования. На первом этапе в опросе принимали участие 3431 человек, на втором – 4232 человека. Преподаватели, принявшие участие в исследовании, представляли все федеральные округа России, все группы высших учебных заведений и все укрупненные направления подготовки, реализуемые в высшей школе России.

Результаты исследования.

О наличии в вузе собственной системы дистанционного обучения (СДО) или, как ее называют, системы управления дистанционным обучением (LMS) весной сообщили более половины преподавателей – 57,2%. Ответили, что такой системы нет, 11,4% опрошенных. Не знают о наличии такого ресурса в своем вузе 31,4% преподавателей, участвовавших в опросе, что, скорее всего, также указывает на ее отсутствие.

Осенью 2020 года, отвечая на вопрос о наличии системы LMS в их вузе, 58,5% респондентов указали, что она была внедрена до марта 2020 г., внедрена после марта – 8,8% и еще 32,8% указали, что внедрение идет в настоящее время. Таким образом, опрошенные преподаватели, во-первых, подтвердили данные, полученные на первом этапе исследования, и, во-вторых, указали, что необходимость наличия в вузе собственной платформы является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Согласно данным исследования, в настоящее время можно утверждать, что фактически во всех вузах, представители которых отвечали на вопросы анкеты, есть собственная система для работы, в том числе и для организации дистанционного обучения.

На весеннем этапе исследования на вопрос об использовании ресурсов в организации собственной преподавательской работы практически все респонденты (85,8%) ответили, что они использовали электронную почту в организации коммуникации со студентами. Перешли на работу на собственной платформе вуза 67,0% респондентов. На онлайн платформах для конференций (в основном это Zoom, Skype и MS Teams) работали около половины респондентов (46,7%). Использовали возможности мессенджеров 44,9% опрошенных преподавателей, организовали работу посредством социальных сетей еще 41,6%. То есть, можно утверждать, что значительная часть преподавателей решала проблему организации дистанционного обучения по своей дисциплине в комфортных и привычных для себя форматах. Однако эти форматы изначально не предназначались для ведения образовательного процесса в дистанционном режиме, но являются доступными и не требуют приобретения дополнительных навыков и разработки специальных методических приемов. Разнообразие и функциональный разброс используемых в дистанционном обучении ресурсов показывает, что система дистанционного обучения в российских вузах накануне введения ограничительных мер находилась фактически на начальной стадии формирования, и не имела ни соответствующей ресурсной базы, ни методических наработок, ни подготовленных кадров.

Данные осеннего этапа исследования показывают практически аналогичное распределение ответов респондентов по использованию ресурсов организации учебного процесса – самыми активно используемыми по-прежнему являются электронная почта – 93% и мессенджеры – 70%. Далее применяются платформы для организации конференций: Zoom – 65,1%, Skype – 36,6%, MSTeams – 25,6%, Discord – 16,4%. Используют для подготовки материалов ресурсы Moodle 64,1% респондентов. То есть, можно утверждать, что существенных изменений в организации работы для преподавателей в онлайн-формате с весны не произошло. Показательно, что доля такого ресурса как мессенджеры существенно выросла (с 44,9% весной до 70% осенью).

На вопрос о наличии имеющегося опыта в создании онлайн-курсов в весеннем опросе только 31,2% опрошенных преподавателей ответили утвердительно. Ответы на аналогичный вопрос в ходе осеннего опроса показывают, что доля тех, кто имеет такой опыт, существенно выросла и составила уже 46,1%.

Оценивая изменение своих личных трудозатрат в связи с переходом на дистанционную форму работы, весной 2020 года 25,7% опрошенных утверждали, что трудозатраты однозначно возросли и 67,1% – что существенно возросли. В итоге 92,8% участников опроса фиксировали увеличение своих трудозатрат. В осеннем семестре ответы респондентов на этот вопрос анкеты распределились следующим образом: существенно возросли – 57,8%, возросли – 33,8% (суммарно – 91,2%). То есть, данные о росте трудозатрат преподавателей при работе в дистанционном формате фактически идентичны и подтверждены на двух этапах исследования.

Оценивая работу студентов в дистанционной форме, опрошенные представители вузов указали, что такая работа делает студентов менее мотивированными (67,1%) и менее работоспособными (57,7%). Однако треть респондентов утверждала, что и работоспособность, и креативность, и мотивация студентов от формата обучения не зависят и, соответственно, не изменяются при работе в удаленном режиме.

Осеннее исследование показало, что доля тех, кто не видит зависимости мотивации, работоспособности и самостоятельности студентов от формата обучения выросла и составила от 38% до 44%. При этом считают студентов менее мотивированными при работе в удаленном формате 44,7% респондентов. Снижение работоспособности студентов отметили 41,1% опрошенных. Рост самостоятельности студентов при такой работе фиксируют 30,3% респондентов. Проведенные наблюдения свидетельствуют о том, что дистанционное обучение не оказывает существенного влияния и не изменяет отношения к учебе у тех, кто мотивирован на работу, и не повышает стимулирование тех, кто такой мотивации не имеет.

Указывая трудности, с которыми они столкнулись в процессе организации своей работы в удаленном формате при вынужденном переходе на дистант весной 2020 г., более половины опрошенных преподавателей (57,9%) отметили трудности с мотивацией и вовлечением студентов в учебный процесс. 36% опрошенных связывают возникшие трудности с применением интерактивных форм обучения, дискуссий и с обсуждением проектных задач (18,7%). Еще 29,9% связывают трудности с собственной недостаточной компетентностью в умении работать с компьютерной техникой и программным обеспечением. Проблемы, связанные с самоорганизацией и с организацией учебного процесса администрацией вуза, суммарно назвали также около трети респондентов (соответственно 7,6% и 23,0%).

Распределение ответов в осеннем опросе показывает несколько иное распределение преференций. На первое место среди возникающих трудностей работы в дистанционном формате респонденты поставили некомфортность работы в электронной среде (отсутствие визуального контакта с аудиторией, нарушение обратной связи) – 22,5%. Далее с небольшим отрывом обозначены проблемы, связанные со здоровьем преподавателей, провоцируемые работой в таком формате (ухудшение зрения и слуха, проблемы, вызываемые гиподинамией) – 19,7%. Проблемы, связанные с недостаточной мотивацией и вовлеченностью студентов, занимают третье место. Их отметили 17,5% респондентов. В весеннем семестре эти проблемы занимали первое место, и на них указывали более половины респондентов. Еще одна важная и выявленная в осеннем опросе проблема – это психологические сложности, возникающие из-за отсутствия живого контакта, – 14,6%. Все остальные проблемы респонденты не считают для себя существенными и как трудности не фиксируют. Полученные результаты свидетельствуют, что опыт работы в дистанте выявляет в качестве основных проблем не технические трудности, а отсутствие межличностного взаимодействия, при понимании несомненной важности живого человеческого общения и взаимодействия.

Аналитический доклад по результатам
мониторингового исследования особенностей работы
вузов России в период ограничений, вызванных
пандемией (март июнь 2020 года сентябрь декабрь 2020 года)
PDF