19 апреля в Российском профессорском собрании прошел семинар «Использование оценочных процедур для повышения качества образовательной деятельности вуза в современных условиях»

19.04.2023 в Российском профессорском собрании прошел семинар «Использование оценочных процедур для повышения качества образовательной деятельности вуза в современных условиях», в котором в дистанционной форме приняли участие 292 представителя ректоратов и служб оценки качества образования из 176 вузов России.

На семинаре были рассмотрены актуальные проблемы в оценивании качества профессионального образования, затрудняющие сегодня полноценное выполнение вузами и экспертными организациями их объективно возросшей роли в этом оценивании в условиях введения с 1.03.2022 г. в действие риск-ориентированного подхода к контролю качества образования. В частности, рассмотрены проблемы эффективного обеспечения подготовки вузов к прохождению впервые аккредитационного мониторинга осенью 2023 г.

Спикерами выступили председатель РПС, заместитель председателя Общественного совета Рособрнадзора В.В. Гриб, руководитель Аппарата РПС, член Общественного совета Рособрнадзора А.А. Панарин, директор Экспертного центра оценки и обеспечения качества профессионального образования РПС С.В. Климин, которые доложили участникам семинара результаты анализа причин проблемной ситуации в профессионально-общественном сегменте оценки качества высшего образования, проведенного РПС с представителями крупнейших вузов и в рамках соглашений о сотрудничестве РПС с федеральными органами исполнительной власти, а также разработанные РПС конкретные инструментарии (технологии оценки и экспертиз), позволяющие вузу успешно решить эти проблемы.

По итогам семинара, с учетом проявленного вузами страны большого интереса к рассмотренным на нем вопросам и многообразия выявленных проблем, руководством РПС сделан вывод о целесообразности регулярного оказания вузам научно-методического содействия в развитии вузовских систем оценки качества образовательной деятельности - в форме коротких вебинаров по конкретной проблеме (на безвозмездной основе), более длительных семинаров (на платной основе) с выдачей удостоверения о повышении квалификации, а также активизиции оказания вузам России услуг в части профессионально-общественных экспертиз и оценок в области профессионального образования. Основные условия оказания данных услуг, в связи с рассмотренными на семинаре вопросами:

Рассмотренные на семинаре 19.04.2023 ВОПРОСЫ:

1. Об организационно-методической помощи вузу в подготовке к успешному прохождению аккредитационного мониторинга в сентябре-декабре 2023 г. – на основе проведения образовательного аудита (для обеспечения возможности отнесения результатов мониторинга к «зеленой зоне»).

2. Об использовании вузами модели РПС по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для: 1) подготовки к государственной аккредитации образовательной деятельности (с последующим учетом Рособрнадзором результатов при проведении государственной аккредитации); 2) эффективного построения программы развития вуза и взаимовыгодного взаимодействия с работодателями в современных условиях.

3. Об использовании вузами апробированной (с учетом рекомендуемых требований СПК в сфере образования к средствам объективной оценки результатов высшего образования) технологии независимой (внешней) оценки качества подготовки обучающихся  для доказательного повышения качества образования в соответствии с установленными ФГОС ВО 3++ требованиями к универсальным и общепрофессиональным компетенциям.

С учетом итогов семинара 19.04.2023 РПС (на базе Экспертного центра оценки и обеспечения качества профессионального образования) активизирует оказание следующих услуг в части профессионально-общественных экспертиз и оценок в области профессионального образования:

- проведение  образовательного аудита для подготовки к прохождению аккредитационного мониторинга (как отдельной процедуры или в рамках процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ);

- проведение профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ (с направлением, по желанию вуза-заказчика, сведений об успешном прохождении аккредитации соответствующих программ в Рособрнадзор);

- проведение доказательно достоверной независимой (внешней) оценки качества подготовки обучающихся / выпускников в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования в версиях 3+ / 3++ к общекультурным / универсальным и общепрофессиональным компетенциям, а также к профессиональным компетенциям, для ФГОС СПО – к общим компетенциям (в разрезе вуза в целом и/или отдельных факультетов / институтов, кафедр и/или конкретных образовательных программ, направлений подготовки / специальностей – по выбору вуза-заказчика).

По итогам проведения РПС соответствующих процедур вузу-Заказчику выдаются:

1) при проведении аудита (Аудита) как отдельной процедуры или в рамках процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ) - конкретные рекомендации вузу в целом, на основе обобщения результатов экспертизы по выборке аккредитованных программ, для подготовки вуза в течение 1-2 месяцев к успешному прохождению аккредитационного мониторинга:

а) в части оперативной подготовки к мониторингу осенью 2023 г.;

б) в части обеспечения стабильно хороших результатов данного мониторинга в дальнейшем;

2) при проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ПОА):

а) детальные рекомендации вузу по совершенствованию содержания и реализации каждой из аккредитованных образовательных программ;

б) свидетельство о прохождении профессионально-общественной аккредитации, отдельно по каждой образовательной программе, заявленной для этого вузом (образец свидетельства приведен в Приложении 3.);

3) при проведении независимой (внешней) оценки качества подготовки обучающихся / выпускников в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования в версиях 3+ / 3++ к общекультурным / универсальным и общепрофессиональным и/или к профессиональным компетенциям, а также в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+ к общим компетенциям (НОКПО):

а) доказательно достоверные данные независимой (внешней) оценки качества результатов подготовки обучающихся / выпускников в части соответствующих компетенций (в разрезе вуза в целом и/или курсов и/или отдельных факультетов / институтов, кафедр и/или конкретных образовательных программ, направлений подготовки / специальностей – по выбору вуза-заказчика);

б) конкретные и детальные рекомендации для администрации вуза по эффективному (в том числе, в течение одного учебного года) обеспечению улучшения результатов образовательной деятельности (аналогично).

По окончании проведения ПОА и/или НОКПО, РПС направляет, по желанию вуза-Заказчика, информацию общего характера об успешном прохождении вузом ПОА и/или НОКПО в отношении соответствующих образовательных программ в Рособрнадзор.   

Сроки проведения: Аудита как отдельной процедуры (вне рамок ПОА) – в течение 1-2-х месяцев для выборки из 3-5 образовательных программ; ПОА или Аудита и ПОА как единой процедуры – в течение 2-х месяцев при экспертизе 2-5 образовательных программ; НОКПО – в течение 1-го месяца при оценке результатов подготовки по 1-5 образовательным программам. 

Формы заявлений вуза на получение соответствующих услуг приведены в Приложении. Стоимость оказания услуг сообщается представителям вузов по их запросам. Для получения возможных уточнений и разъяснений обращаться к директору Экспертного центра оценки и обеспечения качества профессионального образования РПС Климину Станиславу Валерьевичу (контакты: т. 8 (968) 563-70-68, attest@mail.ru).